Форум реставраторов v1.5

Close Panel

Login

 

28Июля2014
PDFПечатьE-mail

В ожидании "супрематического взрыва". Реставрация Шагаловского училища в Витебске затормозилась

Автор: FRadmin

Витебское художественное училище

 http://news.tut.by/culture/408573.html

Завершение реконструкции и реставрации исторического здания, в котором находилось знаковое для города учреждение - бывшее Витебское Народное художественное училище, перенесли на 2015 год.

 

Дух Малевича, Миндовг и "Yo Шагал!"

Первоначально дом, столетие которого отметили в прошлом году, должны были сдать в мае 2014-го, а открытие приурочить к нынешнему "Славянскому базару". Но сдавать было нечего, хотя работы внутри здания периодически велись. Поэтому перед самым "Славянским базаром" просто откорректировали срок завершения реконструкции, аккуратно исправив на паспорте объекта "2014" на "2015".

alt
Бок о бок с историческим домом стоит административное здание стройтреста №9.

 

alt
Вид с торца


Правда, сам паспорт объекта теперь представляет собой уже не просто информационный щит, а некую площадку для выражения "мнений и чаяний" проходящих граждан.

alt

Мнения эти отнюдь не лестные и даже оскорбительные для строителей. Хотя ни проектировщик (УП "Институт Витебскгражданпроект"), ни подрядчик строительства (ОАО "Витебскторгстрой") обидных выражений не заслужили (об этом чуть ниже).

Возможно, анонимный писака выразил таким образом дух творческого бунтарства, который захватывает каждого, кто проходит мимо этого дома.

Дерзкий дух Малевича (по сути, родоначальника стрит-арта) в этом месте проявил себя в ярком граффити на стенах гаражей (возможно, также строении начала XX века) за бывшим художественным училищем, изображении великого князя литовского Миндовга (!) или приветственной надписи-восклицании "Yo Шагал!" с тыльной стороны здания.

alt alt alt


В будке для строителей, которую также сверху донизу расписали представители витебского стрит-арта, корреспондент ТUT.BY 24 июля застал пятерых работников. Среди них оказался прораб. На просьбу зайти внутрь реконструируемого здания, чтобы сфотографировать, ответил отказом: "Входить нельзя. Только если с начальством. Да и что там фотографировать - одни леса стоят".

"Работы еще непочатый край. Но если деньги будут, то к 2015 году, конечно, справимся", - выказал уверенность прораб. "Нет, тени Малевича и Шагала нас здесь не тревожат", - улыбнулся один из строителей.

Подрядчик: "Все зависит от финансирования"

Руководитель подрядной организации "Витебскторгстрой" Николай Акулович подтвердил, что пока все упирается в финансирование. "Да там, если по-хорошему, на месяцев пять работы. Все зависит от финансирования", - сказал он.

alt
Проект фасада здания художественного училища


По данным производственно-технического отдела ОАО "Витебскторгстрой", стоимость всего объекта составляет 12,2 млрд рублей. В 2014 году планировали выделить на строительство 4,4 млрд рублей, но в реальности получено всего 300 млн (0,3 млрд) рублей.

Всего же за два года с начала работ освоено 763 млн рублей (6,2% от предполагаемой стоимости строительства). Заказчиком объекта является КУП "Капитальное строительство г. Витебска".

Сейчас внутри здания меняют перекрытия и готовятся к кровельным работам.

Андрей Духовников: "Реставрировать надо очень деликатно"

Планами и ожиданиями, связанными с реконструкцией здания по улицы "Правды", 5а, и созданием в нем музея истории Народного художественного училища, поделился директор Витебского центра современного искусства (ВЦСИ) Андрей Духовников.

alt
Андрей Духовников. Фото: Игорь Матвеев 


Он высказался по поводу финансирования и переноса сроков сдачи объекта: "Я эти цифры даже в голову не беру, потому что они для нас, музейных работников, достаточно абстрактны. По сути, тот процесс, который сейчас идет, с нами очень мало пересекается. Слава Богу, что он вообще идет! А то, что он идет, я могу гарантировать. Регулярно туда прихожу, смотрим. Конечно, иногда хочется, чтоб там работало 500 человек, но все зависит от системы финансирования и тех задач, которые поставлены".

"Конечно, тот, кто указал в паспорте объекта 2015 год как новый срок сдачи, - большой оптимист. Хотя в строительстве нет ничего невозможного. Все это может быть сделано штурмовщиной. Но… насколько это нужно? Потому что реставрация фасада должна быть сделана очень и очень деликатно. Там лепнина, там очень все непросто…" - говорит Андрей Духовников.

alt

Он сообщил, что сейчас по инициативе Витебского центра современного искусства рассматривается вопрос о создании попечительского совета будущего музея: "Все оформим документально и будем предлагать тем людям, от которых в нашей стране что-то зависит. Необязательно это будут миллионеры и миллиардеры..."

Главный экспонат - сам дом

Собеседник очень тепло отозвался о кропотливой и трудоемкой работе, которую провели проектировщики из "Витебскгражданпроекта": "Оказалось, что это очень сложный процесс. Но главное - люди были заинтересованы. Огромное количество раз переделывали некоторые позиции… Трудно вообще сказать и осознать, какой объем работы там вообще проведен. Как там нужно было предусмотреть все сети, много разных тонкостей, и нам приходилось в это все вникать".

"Мы уже представляем, что и как, и для нас музей готов. Но на самом деле - все еще впереди…" - добавляет Андрей Духовников.

По его словам, фишка музея в том, что главным его экспонатом станет сам дом: "Это самое важное! Чудом каким-то сохранился фасад, сохранились какие-то элементы, хоть их и очень мало, в частности - балкончик. Я страшно надеялся, что дверь тоже аутентичная, но, к сожалению, - вряд ли. Тем не менее, она тоже памятник своему времени, и мы попытаемся ее сохранить".

Как рассказал директор ВЦСИ, иногда неожиданные находки подсказывают некоторые интерьерные решения. Так, под паркетом советской эпохи строители обнаружили еще один слой паркета. Вполне возможно, им поскрипывали еще Шагал и Малевич. Если подтвердится его аутентичность, именно от него пойдут плясать дизайнеры. "Хотя об интерьере говорить пока рановато", - предупредил Духовников.

"Я должен сказать, что организация, которая работает на реконструкции, очень трепетно ко всему относится, с осознанием дела, ну, насколько строители могут трепетно относиться к подобным вещам. Если зайдете внутрь, увидите, что, по нашему требованию, они обшили деревом ступеньки, которые тоже аутентичны. А вот существовавшее до этого перекрытие оказалось советским новоделом, и его сейчас меняют", - рассказал собеседник.

"Если наша концепция будет соблюдена, то это должен быть очень хороший музей", - полагает директор Витебского центра современного искусства.

"Сюда поедут коллекции из лучших музеев мира"

Основой утвержденной концепции стал план здания 1923 года - также бесценный документ эпохи, который хранится сейчас в областном архиве. Андрей Духовников отмечает, что все началось не на пустом месте. Огромную работу, еще до начала проектирования в 2011 году, проделала бывший директор ВЦСИ Валентина Кириллова.

"Главный принцип концепции - это научность. Мы не будем культивировать никакие легенды. Потому что вокруг таких вещей всегда очень много легенд и историй. Легенды, конечно, появятся со временем, но пусть это произойдет само собой", - поделился Андрей Духовников.

alt
Первая годовщина Витебского Народного художественного училища. 1920 год.
Во 2-м ряду: Д.Якерсон, Ю.Пэн, М.Шагал, К.Малевич, В.Ермолаева.
Фото: evitebsk.com


Согласно концепции, на втором этаже будет располагаться мемориальная часть, о которой Духовников распространяться не стал: "Когда будет экспозиция - тогда все будет обнародовано, сейчас пусть сохранится интрига". Но отметил, что "сказать доподлинно, где и чей кабинет располагался - где Шагала, а где Малевича, очень трудно, почти невозможно".

"Мы не будем никого обманывать, не будем говорить, что вот это стул, на котором сидел Малевич… Но там будут и самые современные мультимедийные средства. Постараемся использовать их очень деликатно", - добавил он.

Первый этаж займет выставочный зал, площадью более 80 квадратных метров. Духовников говорит, что работы, которые будут там выставляться, будут "освящены этим домом": "Для нас самое важное - показать и Лисицкого, и Малевича, а даст Бог - и Шагала. Чтобы в Витебске появилось такое место, где их можно показать. И если это произойдет - сюда поедут коллекции из лучших музеев мира".

На первом этаже при входе будут рассказывать об истории Витебской художественной школы, максимально подробно и интересно.

Подвальные помещения здания отдадут под музейную инфраструктуру - фондохранилище, гардероб и т. д.

"Супрематический взрыв" на улице "Правды"

"Он будет действительно таким белым и таким светлым", - рисует в воображении образ будущего музея Андрей Духовников.

А весь отрезок современной улицы "Правды" между улицами Ленина и Калинина станет "супрематическим взрывом". Начало уже положено - в очередной раз на стене дома по Ленина, 18 (перекресток с улицей "Правды") обновлена роспись по эскизу Малевича "Смерть обоям".

alt
"Смерть обоям!" на улице Ленина, 18. Фото: Татьяна Матвеева 

 

alt
Декорирование Белых казарм Малевичем и учащимися Художественного училища к празднованию двухлетней годовщины Комитета по борьбе с безработицей. 4 (17) декабря 1919 года. Фото: evitebsk.com


А далее - ждет своей реализации идея создать на этой улице целый музейный комплекс, посвященный легендарной Витебской художественной школе. О создании квартала в честь основоположников современного художественного авангарда власти заявляли ровно два года назад во время празднования Шагаловского юбилея. Тогда говорилось о переезде в здание по улице Калинина, 3 Арт-центра Марка Шагала, а также о создании в доме на Калинина, 1 галереи Юделя Пэна.

"Да, эта улица претерпит большие изменения. И есть очень много интересных идей, как бы она могла выглядеть. Пока, к сожалению, все это на уровне идей…" - говорит Андрей Духовников.

Несомненно, дом по улице "Правды", 5а станет детонатором этого "супрематического взрыва" будущего.

"Это здание аналогов не имеет. В Беларуси ничего подобного нет. У нас много достопримечательностей и замков, но реальное здание, которое вошло в историю мировой художественной культуры, у нас одно. Так получилось. И хочется, чтобы это было ценностью.

Витебску не хватает вот этих фишек. Силуэт города мы восстановили. А вот это будет то, чего нет нигде. Это должно быть произведением искусства, и на это нельзя жалеть ни денег, ни мозгов, ни сил…" - подвел итог Андрей Духовников.

alt
Мемориальная доска на фасаде здания
Справка TUT.BY

Здание бывшего Витебского Народного художественного училища до 1918 года принадлежало купцу Израилю Вишняку, который построил его в 1913 году на тогдашней улице Воскресенской. В сентябре 1918 года особняк национализировали и передали художественному училищу, которое основал в Витебске Марк Шагал. В том же году улицу Воскресенскую переименовали в Бухаринскую. Училище располагалось по адресу: Бухаринская, 10.

С 1918 по 1923 годы в здании размещались также мастерские УНОВИСа, Витебские свободные художественные мастерские, Витебский художественно-практический институт.

Здесь работали и жили Марк Шагал, Юдель Пэн, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Николай Суэтин, Илья Чашник и другие члены объединения УНОВИС. Позже в этом здании долгое время располагался вычислительный центр стройорганизаций.
Читать полностью:  http://news.tut.by/culture/408573.html


Читать полностью:  http://news.tut.by/culture/408573.html

Обновлено Июл282014

Форум реставраторов

RestoreForum.ru

 

Авторы сайта являются единомышленниками. Наша основная задача - способствовать распространению информации о реставрации, формированию адекватного прозрачного профессионального реставрационного сообщества.

Полезные ссылки: реставрация мебели "Антик Нуво"Производство Стеклофибробетона для архитектуры

Активные темы