29Ноября2014
Печать

На именинах Архангельска

Автор: FRadmin

Архангельск

 http://pravdasevera.ru/-eyut2vjw

Только неделю, с 23 по 30 ноября, в Архангельском музее изобразительных искусств демонстрируются две редкие иконы, одна из которых широкой публике будет показана впервые

Связано это с праздником «День Архангела Михаила в музее», который состоится в воскресенье, 23 ноября. Напомним, 21 ноября Русская Православная Церковь отмечает Собор Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

В этот день Архангельск празднует именины, поскольку город получил свое название от Михаило-Архангельского монастыря, некогда стоявшего на берегу Северной Двины.

Иконы из погибших храмов

Итак, редкую икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» 1778 года из Троицкого кафедрального собора и историческую реликвию города Архангельска, храмовую икону, датированную 1740 годом, из церкви Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех, можно будет увидеть в музее совсем altнедолго.

Обе иконы украшали храмы, не дошедшие до наших дней. Свято-Троицкий собор находился на месте нынешнего драмтеатра, а Михайло-Архангельская церковь стояла рядом – примерно на том месте набережной Северной Двины, где сейчас обелиск жертвам интервенции (ныне тоже в полуразрушенном состоянии). В Архангельский музей изобразительных искусств иконы попали в 1960-е годы из местного краеведческого музея. А в краеведческий, надо полагать, в 1920 –1930-е годы из разрушенных храмов.

По словам Татьяны Кольцовой, доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств, обе иконы прошли реставрацию перед тем, как их показывать зрителям. Демонстрироваться они будут столь короткий срок потому, что отдел древнерусского искусства в музее занимает небольшую площадь и включает только памятники XIV-XVII веков, в то время как обе выставляемые иконы более позднего, XVIII века.

Музейщики и рады бы показать все сокровища фондов в постоянной экспозиции, но пока нет такой возможности, и периодически шедевры древнерусской иконописи появляются на временных выставках или таких разовых мероприятиях как «День Архангела Михаила в музее».

Храмовую икону из церкви Чуда Архистратига Михаила в Хонех посетители музея уже могли видеть в 2011 году на выставке «Наследие холмогорской земли XVI – XIX веков». Не запомнить ее невозможно: не исключено, что каменный храм на иконе воспроизводит реальную Михаило-Архангельскую церковь ХVIII века, которая, напомним, погибла. Об этом музейщики говорили на всех экскурсиях.

Семь лет реставрации

А вот «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» после семилетней реставрации предстанет перед зрителями впервые. Реставратору из Вологды Александру Рыбакову пришлось потрудиться, потому что икона пережила страшный пожар 1793 года, уничтоживший в центре Архангельска около 1100 строений. Планируется, что в воскресенье, 23 ноября, Александр Александрович будет на празднике в музее и выступит перед гостями с рассказом о реставрации, а также представит свою книгу, посвященную реставрации «Спаса».

Как икона с изображением 24 святых Вологодчины попала в Архангельск? Татьяна Кольцова напомнила, что Вологда от Архангельска не за морем и связи между нашими городами всегда были тесные. Много вологжан приезжало торговать, они проживали семьями в Архангельске. Икону заказали в московской мастерской, о чем поведала подпись – «Сия святая икона написана в царствующем граде Москве в лето от рождества Христова 1778. А писал иконописец Лазарь Климов Ершев с товарищи».

Имя заказчика в авторской подписи на иконе скрыто под литерами «ПВКНИБ»: «Повелением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина».

Иконописец Ершев архангельским музейщикам неизвестен, пока не удалось установить, где именно в Москве располагалась эта иконописная мастерская. Икона была весьма дорогой для заказчиков: у нее очень большие размеры, свыше полутора метров высотой. Образ написан темперными красками с обильным использованием позолоты. Редкость иконы не только в том, что она из погибшего храма, но и в том, что на ней имеется подпись профессионального мастера, считает Татьяна Кольцова.

«Спас» трех городов

Возникает вопрос, поскольку «Спас» является символом Вологодской епархии, не будет ли она показана на «родине»?

Оказывается, вологжанин Александр Рыбаков, который работает в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, реставрировал икону совершенно бесплатно для архангельского музея, но с одним условием – показать ее в Вологде. Что и было сделано: сначала на выставке, посвященной 25-летию Вологодского филиала ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, затем – в Вологодском областном краеведческом музее.

На празднике «День Архангела Михаила» икона «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» будет в открытом доступе стоять на отдельном мольберте, к ней можно будет подойти, рассмотреть и почитать музейную аннотацию. Ожидается, что, кроме реставратора Рыбакова, на праздник из Москвы прибудет Александр Лесовой, генеральный директор ВХНРЦ имени Грабаря. Ведь образ «Спаса Всемилостивого» не чужой Москве, по этой иконе можно судить о московской иконописи конца XVIII века.

Пока икону «Спаса» видели только вологжане, скоро увидят после почти векового перерыва архангелогородцы, а вот москвичам, видимо, придется ехать «за ней» на Север.

Сотрудниками музея для посетителей в эту праздничную неделю подготовлены экскурсия «Образ Архангела Михаила в северных иконах», виртуальная экскурсия «Святые покровители русского воинства», творческая мастерская «Мир ангельский – мир невидимый», интерактивное занятие «Про наш Архангельский край».

Обновлено Ноя292014