Форум реставраторов v1.5

Close Panel

Login

 

30Ноября2014
PDFПечатьE-mail

Хрустальное чудо сталинского ампира

Автор: FRadmin

Мариинский театр

 http://karpovka.com/2014/11/28/214680/

Люстра в стиле сталинский ампир, едва уцелевшая при сносе ДК Первой пятилетки для строительства второй сцены Мариинского театра, отреставрирована и вскоре обретет новый дом.

После того как в начале XX века на набережной Крюкова канала сгорел построенный по проекту Джакомо Кваренги Литовский рынок, русско-германское строительное объединение возвело здесь Дворец культуры для советских торговых служащих. Здание в стиле сталинский неоклассицизм было открыто в 1930 году и получило свое имя в честь успешного завершения первой пятилетки.

ДК Первой Пятилетки

В просторной зале читали свои стихи Булат Окуджава и Ольга Берггольц. Но богатая история и архитектура не помогли дворцу культуры противостоять Мариинскому театру, который в 2005 году вознамерился обзавестись второй сценой.

После сноса здания чудом уцелела только состоящая из 11 тыс. хрустальных нитей люстра, которая украшала центральный вестибюль ДК им. Первой пятилетки. В 2011 году она была выкуплена у антикваров и доставлена в реставрационную мастерскую «Русский модерн» в практически разрушенном состоянии.

люстра

В 80-е годы XX века во время ремонта Дворца культуры высота этого образца сталинского ампира была уменьшена, срезаны некоторые уникальные детали. И полтора месяца пять реставраторов возвращали люстре ее первоначальные параметры — три на три метра, — восполняя утраченные хрустальные элементы. Специально для этого пришлось выкупать на аукционах люстры похожего типа и времени изготовления.

«При этом сама люстра из ДК Первой пятилетки является уникальным, не серийным, предметом, — отмечает реставратор Ольга Шерпа. — Мы полагаем, что ее изготавливали специально по заказу архитекторов ДК Николая Митурича и Василия Макашова именно для Дворца культуры. Однако в какой именно мастерской ее делали, доподлинно неизвестно».

люстра в мастерской

По словам госпожи Шерпа, за прошедшие полтора месяца реставраторам пришлось не только заменять утраченные детали, но и удалять с металла краску, восстанавливать длину крюка, заделывать трещины в металле. «Нам люстра досталась практически в руинированном состоянии и требовала глубокой реставрации. Сохранность ее составляла около 65–70%», — добавила Ольга Шерпа.

На сегодняшний день удалось полностью восстановить состояние резного латунного поддона, от которого отходит новая латунная проволока, держащая вручную заполированные хрустальные «ладошки», выплавленные предположительно на заводе Ленинградского оптического стекла. По периметру люстра украшена ажурными листочками в стиле модерн.

Своим богатым убранством она обязана французской моде, которая стала основоположником именно латунной, а не бронзовой выплавки люстр, украшенных листьями и выпуклыми золочеными полудугами.

pobeda_33

Большие хрустальные люстры, или как их еще называли — конгрессные, изготавливались для освещения больших помещений и требовали высоких потолков, а также отсутствия натуральных камней и мелких деталей в интерьере. Поэтому новым домом хрустального чуда сталинского ампира стал холл ЖК «Победы, 5», где люстра появится уже в середине декабря.

как будет выглядеть холл люстра

Дарья Фазлетдинова
Обновлено Дек112015

Форум реставраторов

RestoreForum.ru

 

Авторы сайта являются единомышленниками. Наша основная задача - способствовать распространению информации о реставрации, формированию адекватного прозрачного профессионального реставрационного сообщества.

Полезные ссылки: реставрация мебели "Антик Нуво"Производство Стеклофибробетона для архитектуры